ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ПО СОВРЕМЕННЫМ ФОРМАМ, МЕТОДАМ И ПРИЕМАМ СПАСЕНИЯ ПОСТРАДАВШИХ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ

Хапалов Е.А., к.т.н., Мыльникова Л.А.,д.м.н., "Исследование проблемы взаимодействия органов управления, сил и средств различных ведомств, участвующих в ликвидации последствий ДТП"

Исследование проблемы взаимодействия органов управления, сил и средств различных ведомств, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.

к.т.н. Хапалов Е.А., д.м.н. Мыльникова Л.А.

 

Для ликвидации последствий большей части ДТП (60 %) достаточно усилий сотрудников дорожной патрульной службы ГИБДД МВД России. Однако ДТП, при которых в России ежегодно гибнет порядка 30 тыс. человек, требуют привлечения сил и средств различных ведомств (МВД России, МЧС России, Минздрава России, Минтранса России, МПС России). К сожалению, в настоящее время отсутствует статистика, позволяющая в полном объеме оценить масштабы совместных работ. Однако данные по отдельным ПСО свидетельствуют о значительной части ДТП, в которых необходимо совместное участие различных служб. Так, например, только в одном из отрядов (данные Центроспаса, который принимал участие в настоящей выставке в 2000 г. было 319 выездов на ДТП, в результате было спасено 161 человек, извлечено погибших 155, оказана помощь 33 человекам).

В 2000 г. в МЧС России проводилась научно-практическая работа, целью которой было проанализировать участие служб МЧС России в ликвидации последствий ДТП.

В результате этого анализа были установлены факторы, препятствующие эффективному спасению пострадавших в ДТП. Наряду с такими факторами как, отсутствие АСИ (аварийно-спасательного инструмента), низкой подготовки спасателей и др. особенно выделяется низкий уровень взаимодействия служб различных ведомств на всех стадиях ликвидации последствий ДТП от обнаружения и оповещения до непосредственного проведения АСР.

Только комплекс мер, оперативно и согласованно выполняемых службами разных ведомств, позволяет ликвидировать последствия ДТП с минимальными человеческими и материальными затратами. Для обеспечения согласованности действий сил и средств необходимо создание системы ликвидации последствий ДТП, основной целью которой является спасение пострадавших при ДТП с тяжелыми последствиями.

Одним из основных направлений по созданию такой системы является совершенствование взаимодействия служб различных ведомств при проведении мероприятий по спасению пострадавших в ДТП

Взаимодействие служб различных ведомств должно осуществляться на основе следующих принципов:

соблюдение законности;

гуманное отношение к пострадавшим;

комплексное использование сил и средств задействуемых служб;

персональная ответственность руководителей служб за выполнение возложенных на них функции;

подчинение лиц, участвующих в работах на местах ДТП, указаниям следователя или должностного лица, выполняющего функции следователя при выполнении последними оперативно-следственных действий;

самостоятельность действий АСФ МЧС России (при отсутствии на месте ДТП сотрудника ДПС ГИБДД или других представителей ОВД МВД России) с обязательной фиксацией ими первоначальной обстановки на месте ДТП;

взаимное информационное обеспечение;

согласованность планирования послеаварийных действий;

оперативное принятие мер по ликвидации последствий ДТП.

 

Для проработки проблемы взаимодействия органов управления, сил и средств различных ведомств, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий в этом году на примере Курской обл. и Краснодарского края проводится эксперимент, целью является уточнение проекта “Положения о взаимодействии органов управления, сил и средств различных ведомств, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий” на основе имеющейся практики по организации и поддержанию взаимодействия при проведении работ по ликвидации последствий ДТП в субъектах Российской Федерации с последующей доработкой Положения, его согласованием и утверждением заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Основными задачами эксперимента являются:

оценка соответствия проекта “Положения…” результатам, полученным в ходе изучения опыта организации взаимодействия органов управления, сил и средств различных ведомств при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий в субъектах Российской Федерации;

оценка соответствия требованиям нормативно-правовой документации, регламентирующей организацию и поддержание взаимодействия органов управления, сил и средств различных ведомств в ходе ликвидации последствий ДТП;

подготовка предложений по дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы регламентирующей организацию взаимодействия органов управления, сил и средств различных ведомств, участвующих в ликвидации последствий ДТП;

подготовка согласованного решения по проекту нормативного документа, регламентирующего взаимодействие органов управления, сил и средств различных ведомств, участвующих в работах по ликвидации последствий ДТП.

 

В ходе эксперимента изучаются особенности взаимодействия органов управления, сил и средств различных ведомств, участвующих в работах по ликвидации последствий ДТП, по следующим основным направлениям:

 

 

№ п/п

Основные направления

1.

Взаимодействие МЧС России с МВД России, Минздравом России и Минтрансом России при ликвидации последствий ДТП:

взаимодействие органов управления МЧС России с органами управления МВД России, Минздрава России, Минтранса России на уровне субъектов Российской Федерации и на местном уровне;

взаимодействие дежурных диспетчерских служб и дежурных подразделений МЧС России со службами других ведомств;

взаимодействие ПСС, ОВД и службы скорой помощи на месте ДТП.

2.

Наличие и использование нормативно-технических и организационно-методических документов, регламентирующих взаимодействие федеральных органов исполнительной власти при ликвидации последствий ДТП:

наличие и использование положений, уставов для конкретных ПСС, АСФ, инструкций должностных лиц ПСС, АСФ и др. документов, регламентирующих их деятельность;

наличие и использование совместных с другими ведомствами документов (приказов, указаний, планов, и т.п.), регламентирующих вопросы взаимодействия при ликвидации последствий ДТП.

3.

Практическая деятельность структурных подразделений МЧС России:

сбор, анализ и обобщение статистических и других информационных данных об опыте работы ПСС и АСФ;

подготовка рекомендаций по совершенствованию организации и технологии проведения работ по ликвидации последствий ДТП.

 

Состав участников

Состав участников определяется с учетом обстановки, возникающей вследствие ДТП, и уровня чрезвычайной ситуации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.96 г. № 1094 “О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”.

Участниками проработки проблемы являются:

от МЧС России – Главное управление по делам ГО и ЧС Курской области, главное управление по делам ГО и ЧС Краснодарского края, управление по делам ГОЧС г. Курска, управление по делам ГОЧС г. Краснодара, управления (отделы) по делам ГО и ЧС районов, городов областного и краевого подчинения, Курская областная ПСС, Краснодарская краевая ПСС, Сочинская территориальная ПСС, Северо-Кавказский региональный ПСО, единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС) г. Курска;

от МВД России – управление ГИБДД УВД курской области, управление ГИБДД ГУВД Краснодарского края;

от Минздрава России – управление здравоохранения Минздрава России по Курской области, управления здравоохранения Минздрава России по Краснодарскому краю, служба скорой медицинской помощи г. Курска, служба скорой медицинской помощи г. Краснодара, служба скорой медицинской помощи городов областного и краевого подчинения;

от Минтранса – дорожно-ремонтные строительные управления (ДРСУ) Курской области и Краснодарского края.

Исследование проблемы взаимодействия выполняется в 3 этапа.

На первом этапе определяются цель и задачи, состав участников; сроки проведения, силы и средства, привлекаемые для отработки практических вопросов; этапы эксперимента, основные отрабатываемые вопросы и способы их отработки, ожидаемые результаты и организация руководства эксперимента.

Осуществляется разработка соответствующей организационно-методической документации, определяющей программу исследования взаимодействия.

До участников доводятся указанная организационно-методическая документация и функции, возлагаемые на них, исследуемые вопросы, формы отчетности по результатам проведенной работы. С органами управления заинтересованных ведомств осуществляется согласование разработанной организационно-методической документации, а при необходимости производится ее доработка и уточнение.

На втором этапе участники работ на основе изучения и анализа своего собственного практического опыта ликвидации последствий ДТП, в частности, опыта взаимодействия с органами управления и формированиями служб других министерств и ведомств, определяют:

оптимальный состав органов управления, сил и средств различных ведомств, которые необходимо привлекать к ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий;

критерии их привлечения, порядок оповещения; решаемые ими задачи и проводимые мероприятия;

направление сосредоточения основных усилий;

взаимодействие привлекаемых органов управления и сил непосредственно при проведении работ по ликвидации последствий ДТП;

распределение сил и средств по рабочим местам в зоне ДТП;

организацию управления при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.

Кроме того, в результате эксперимента будут подготовлены предложения по составу нормативно-правовой и организационно-технической документации, необходимой при организации и ведении работ по ликвидации последствий ДТП, а также отчетных документов, исполняемых по результатам выполнения указанных работ, дана оценка соответствию имеющихся документов предъявляемым требованиям.

 

 

Определены фактические затраты времени на выполнение типовых технологических операций, оповещение привлекаемых органов управления и сил, прибытие их на место ДТП, развертывание; определяется комплекс сил и средств, необходимых для их выполнения, роль и место определенных сил; уточнены мероприятия по материально-техническому и медицинскому обеспечению аварийно-спасательных работ, а также по обеспечению безопасности их проведения, роль и место привлекаемых органов управления в решении этих задач.

Определен перечень работ, выполнение которых могут дублироваться службами различных ведомств. В результате сбора, обобщения и обработки указанной информации будут выделены задачи, решаемые совместно с органами управления, силами и средствами других ведомств; а также организационные, технические, медицинские и иные мероприятия, проводимые совместно. Будут определены затраты времени на оповещение, оценку обстановки, выработку решений, на постановку задач и выполнение практических мероприятий.

Применительно к каждому мероприятию или виду работы, в выполнении которого участвовала та или иная служба (орган управления, отряд, бригада, звено и т.д.) предполагается установить численность привлекаемого персонала, а также типы применявшихся технических средств, их марки и количество.

Перечень задач, мероприятий и видов работ, будет приведен в организационно-технологической последовательности, которая соблюдалась реально при ликвидации последствий ДТП. По результатам этого эксперимента планируется доработка проекта технологического регламента.

По каждому случаю ликвидации последствий ДТП предполагается получить:

перечень типовых технологических операций в соответствии с реальной последовательностью их выполнения с указанием привлекавшихся сил и средств, их места и роли в решении задач, суммарного времени, затраченного на их решение;

мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ с указанием в общем виде содержания этих мероприятий, затрат времени и материально-технических ресурсов на их осуществление, а также с уточнением того этапа ликвидации последствий ДТП, на котором они выполнялись;

имеющие место “узкие места”, сложности в организации и поддержании взаимодействия органов управления, сил и средств различных ведомств, участвующих в ликвидации последствий ДТП.

Перечисленные наблюдения отражаются в специально разработанной карте мероприятий при ликвидации последствий ДТП, которая заполняется непосредственно на месте ДТП и в течение последующих суток после него.

На третьем этапе обобщаются результаты исследования проблемы и формируются предложения по совершенствованию взаимодействия органов управления, сил и средств различных ведомств, участвующих в ликвидации последствий ДТП.

Доработку проекта “Положения о взаимодействии органов управления, сил и средств различных ведомств, участвующих в ликвидации дорожно-транспортных происшествий” предполагается осуществить по двум направлениям. Первое состоит в том, что участники проработки как эксперты высказывают свое отношение к проекту (мнение о нем, критические замечания и предложения). Все отзывы формируются в таблицу “Ведомость разногласий” по установленной форме.

Второе направление апробации заключается в исследовании на практических примерах сложившейся технологии ликвидации последствий ДТП. С этой целью от участников проработки предполагается получить данные в виде двух форм, приведенных в приложении 1.

Форма 1 (таблица) “Общая форма представления данных о ДТП”. В таблицу заносятся все ДТП, в которых принимали участие службы МЧС России. В графе 1 указывается время возникновения ДТП со слов очевидцев или участников ДТП. В графе 4 фиксируется время поступления сигнала о ДТП в ПСС. В графе 6 указывается вид ДТП; в графах 7 и 8 – количество участников ДТП (не только пострадавших) соответственно автомобилей и людей; в графе 9 указывается служба, принявшая на себя руководство ликвидацией последствий ДТП, а в графе 10 перечисляются операции, в осуществлении которых принимали участие службы разных ведомств.

 

Форма 1

 

Общая форма представления данных о ДТП

 

Время и место происшествия

Обнаружение

Характеристика ДТП

Руководство

ликвидацией ДТП

Задачи,

решаемые совместно службами разных

ведомств

Дата

(число, месяц, год)

Время (час, минуты)

Место ДТП

с указанием,

населенный

или

не населенный

пункт

Время (час, минуты)

Способ

(случайные

свидетели,

участники, ДПС,

с воздуха и т.п.)

Вид ДТП

Количество участвующих автомобилей

Количество участников ДТП

(людей)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма 2 “Карта мероприятий при ликвидации последствий ДТП”. Служба, принимающая участие в ликвидации последствий ДТП заполняет карту отдельно по каждому конкретному случаю ДТП. Для установления полного перечня операций, имеющих место по спасению пострадавших при ликвидации последствий ДТП, службе предлагается представить информацию в таблице “Данные о работах, выполняемых в ходе спасения людей при ДТП”. При этом нужно перечислить действия спасателей с указанием их последовательности.

 

Форма 2

 

Карта мероприятий при ликвидации последствий ДТП

 

Наименование службы, принимающей участие в ликвидации последствий ДТП

 

 

 

Время получения сигнала о ДТП

 

 

От кого получен сигнал

 

 

Время прибытия на место ДТП

 

 

Количественный состав прибывших на место ДТП

 

 

Средство доставки (вид, марка)

 

 

Удаленность в км от места ДТП службы

 

 

Класс дороги к месту ДТП

 

 

Количество поврежденных в ДТП транспортных средств

 

и пострадавших/погибших в ДТП человек

 

 

Данные о работах, выполняемых в ходе спасения людей при ДТП

 

Наименование операции

Содержание работ

Используемые инструменты

и материалы

Количество занятых в операции

Продолжительность, мин

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

Эти данные позволят проанализировать действия службы в ликвидации последствий ДТП, выявить основные проблемы, решение которых позволило бы сократить общее время спасения пострадавших и связанные именно с конкретной службой, тем самым увеличить вероятность благоприятного для пострадавших исхода. Из рассмотрения заполненных форм разными службами предполагается установить области их совместных действий при ликвидации последствий ДТП. Данные представляются только в части касающейся каждой рассматриваемой службы. При совместных действиях с другими службами каждая из них должна заполнить свою “Карту мероприятий при ликвидации последствий ДТП”.

На основе этих данных формируется статистический массив. Определяются классификаторы, необходимые для выборки из массива данных по запросам для решения следующих задач:

уточнение классификации видов ЧС, связанных с ДТП;

составление полного перечня аварийно-спасательных работ, выполняемых при ликвидации последствий ДТП;

выявление основных способов проведения работ из полученного перечня;

определение органов управления, сил и средств, реализующих представленные работы, а также приоритетность ответственности за их выполнение;

определение наиболее рациональной типовой схемы ликвидации последствий ДТП;

проведение анализа используемой при ликвидации последствий ДТП регламентирующей нормативно-правовой документации;

подготовка рекомендаций по совершенствованию взаимодействия органов управления разных ведомств при ликвидации последствий ДТП.

Предполагается создать классификаторы:

классификатор способов обнаружения ДТП;

классификатор видов ДТП;

классификатор задач, решаемых при ликвидации последствий ДТП;

классификатор служб, принимающих участие в ликвидации последствий ДТП;

классификатор инструментов и материалов, используемых при ликвидации последствий ДТП.

Основные данные, используемые в запросах, должны храниться в трех таблицах.

Таблица имевших место ДТП.

Основными полями записи являются:

код ДТП (счетчик, включаемых в базу данных записей о ДТП);

дата ДТП;

момент свершения ДТП (одно из четырех значений: утро, день, вечер, ночь);

указание на место происшествия ( вне или в населенном пункте);

способ обнаружения (значение из классификатора);

вид ДТП (значение из классификатора);

время, прошедшее с момента возникновения ДТП до его обнаружения;

время, прошедшее с момента обнаружения ДТП до момента оповещения в минутах;

служба, руководящая ликвидацией последствий ДТП (значение из классификатора);

количество участвующих в ДТП автомобилей;

количество людей, участников события;

число пострадавших людей;

число погибших в ДТП;

количество поврежденных автомобилей.

 

Таблица данных об участии служб в ликвидации последствий ДТП.

Основные поля записи:

код записи (счетчик записей);

код службы (значение из классификатора);

код события (в соответствии с указанной выше таблицей имевших место ДТП);

проводимая операция (значение из классификатора задач);

продолжительность выполнения операции в минутах;

количество сотрудников службы, принимавших участие в операции.

 

Таблица задействованных при спасении людей средств и материалов в ДТП.

Основные поля записи:

код инструмента или материала (значение из классификатора);

операция, в которой использовалось средство (в соответствии с таблицей данных об участии служб в ликвидации последствий ДТП);

время использования средства в минутах;

количество людей, обслуживающих инструмент;

стоимость использования средства.

Для каждой решаемой задачи предполагается разработка запроса в базу данных для вывода соответствующих статистических данных (данных, характеризующих реальные случаи ДТП) в нужном аспекте. Это будут обыкновенные таблицы, по которым будет проводиться статистический, сравнительный и другие виды анализа.

 

На основе результатов, полученных в ходе эксперимента будет принято решение о форме и содержании межведомственного документа, регламентирующего вопросы взаимодействия органов управления, сил и средств различных ведомств при организации и ведении работ по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.

 

 
К началу страницы