Интервью от 27.06.2017
  • 27.06.2017

    Интервью заместителя начальника Центра мониторинга ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий для «Авторадио» о деятельности МЧС России в области развития системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях

    Знаменитая фраза «То что мы первыми приходим на помощь» сейчас найдет свое воплощение в разговоре с нашим последующим собеседником. Мы всегда задавались вопросом, кто эти люди, которые оказывают помощь в ДТП. Мы для себя четко понимаем, что при ликвидации ДТП имеет существенное значение профессиональная выучка специалистов, которые этим занимаются. Наверняка, есть в системе МЧС России и те люди, которые занимаются сбором и анализом информации, являющейся базой для принятия управленческих решений, состояния материально-технической базы, решением каких-то других задач. 

    Дмитрий Попов (корреспондент «Авторадио»): МЧС России – структура, которая находится у каждого гражданина на слуху. Расскажите, чем занимается Ваше подразделение в части касающейся безопасности дорожного движения?

    Сергей Викторович: Если говорить о Центре мониторинга ликвидации последствий ДТП, в первую очередь следует сказать, что Центр был создан в 2007 году на базе ведущей научной организации стран СНГ по проблемам защиты от чрезвычайных ситуаций – Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, который также является федеральным центром науки и высоких технологий.

    Говоря о задачах Центра ДТП, в первую очередь – это анализ, который базируется на ежедневном мониторинге итогов деятельности всех пожарно-спасательных подразделений, будь то МЧС России, пожарная охрана субъектов федерации, аварийно-спасательных формирований муниципальных образований и субъектовые службы. Это контроль оказания методической помощи территориальным органам МЧС России, это ведение информационных ресурсов, их интеграция с взаимодействующим федеральными органами исполнительной власти. Как инструмент мы используем федеральную информационную систему  в области ликвидации последствий ДТП. Ряд расширенных функций от мониторинга до планирования и контроля функционирования объектов инфраструктуры вдоль автомобильных дорог, включая обучающие модули, направленные на образование как нашего профессионального контингента, так и гражданского общества, ну и ряд других задач в данной области.

    Дмитрий Попов:  Я правильно понимаю, когда мы говорим о мониторинге состояния дорожно-транспортной обстановки и ДТП, то если где-то на  какой-то федеральной трассе произошло ДТП с тяжелыми последствиями, вряд ли  притёршиеся один к другому автомобили, которые между собой разрешили проблему, попали в Вашу статистику. Но если есть пострадавшие, если есть железо, то вот такого рода случаи попадают к Вам в статистику, в анализ и Вы с ними работаете?

    Сергей Викторович: Такие случаи автоаварий попадают однозначно, но здесь следует сказать больше, мы ведем ежедневный мониторинг в режиме реального времени реагирования подразделений на любого вида ДТП и необязательно, это будет ДТП с тяжкими последствиями, отнесенное к чрезвычайным ситуациям. Каждый выезд подразделения у нас имеет свою электронную карточку, в которой можно посмотреть всю информацию о времени оповещения, источниках оповещения, задействованных экстренных службах, работах (технологических операциях) на месте ДТП, количестве спасенных, действиях по оказанию первой помощи, используемой технике, аварийно-спасательном инструменте. То есть по каждому выезду на ДТП мы имеем полную информацию.

    Дмитрий Попов: Но мы точно знаем, что вот ДТП - это такая сложная структурная ситуация, в которой принимают участие и сотрудники дорожной полиции, специалисты скорой медицинской помощи, и ваши коллеги, которые работают, как я люблю говорить «на земле», то есть те, которые находятся непосредственно в эпицентре события. Каким образом в этом случае, что я точно знаю, что Ваши специалисты в состоянии оказывать медицинскую помощь и другие виды содействия. Каким образом осуществляются взаимодействия, то есть, кто координирует работу, кто главный, т.е. как распределяются зоны ответственности?

    Сергей Викторович: Здесь следует в первую очередь сказать о том, что любое ведомство будь то МЧС, МВД, руководствуются федеральным законодательством, так у нас есть Федеральный закон «О защите населения и территории», в МВД есть закон «О безопасности дорожного движения», и все мы исходим из этого. Важно отметить, что существует с 2003 года совместное между ведомствами положение о взаимодействии органов управления сил и средств, при ликвидации последствий ДТП. Данным положением регламентируются вся деятельность МЧС, МВД, Минздрава, принципы взаимодействия. В первую очередь, это паритетность, разграничение сферы деятельности и полномочий. Так, за нами закреплена задача по ликвидации последствий ДТП, деблокированию пострадавших, то есть их извлечению из поврежденных и покорёженных автомобилей. Эвакуация при необходимости, в том числе эвакуация с использованием авиационно-спасательных технологий. У медиков, мы понимаем, что это бригады скорой медицинской помощи. Это уже медицинская помощь, первая медицинская, высокотехнологичная помощь. Про ГИБДД, наверное, излишне говорить, все знают, чем они занимаются.

    Дмитрий Попов: То есть первую помощь оказываю Ваши сотрудники. Они оказались на месте первыми, они оказывают первую медицинскую помощь, а потом появляются специалисты скорой помощи, которые занимаются, так сказать, последующими действиями с теми, кто пострадал. Правильно я понимаю, нет?

    Сергей Викторович: В общем, и в целом да, но здесь надо сказать, что понятия первой медицинской помощи уже не существует. Есть первая помощь – это базовый набор, восемь состояний, при которых оказывается первая помощь, и 11 пунктов мероприятий согласно указу Минздрава России. Первыми начинают оказывать помощь в любом случае те, кто на место ДТП прибыл раньше. Если ДТП произошло на автодороге, а ближе располагается станция скорой медицинской помощи, наверное, они прибудут раньше. Если это пожарно-спасательная часть в населенном пункте и наши силы прибудут раньше, то, разумеется, никто не будет ждать, когда приедут другие какие-то силы. В положении о взаимодействии также прописано, что руководство по ликвидации последствий ДТП принимает первое прибывшее на место должностное лицо, вне зависимости от структуры. По прибытии сил МВД, руководство за ними. Если вдруг при ДТП случается загорание или пожар, то руководство по проведению аварийно-спасательных работ или тушению пожара возлагается на старшее должностное лицо пожарно-спасательного гарнизона.    

    Дмитрий Попов: я восхищаюсь, как военный в прошлом человек, до какой степени четко прописаны регламентации взаимодействия между структурами, которые принимают участие в действиях при ДТП. При этом мы только что услышали о том, что собирается аналитическая информация, собирается статистика, она у Вас вся хранится и анализируется. В этой связи хотелось бы понять, есть федеральная целевая программа по обеспечению безопасности дорожного движения, которая предполагает проведение огромного количества различного рода мероприятий, проектов, направлений деятельности и т.д. Каким-то образом Министерство по ЧС, используя свой опыт анализа состояний ситуаций, участвует в формировании Федеральной целевой программы, есть какие-то совместные действия по формированию пакета направления работы?

    Сергей Викторович: Безусловно, МЧС России является одним из государственных заказчиков ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения» (далее по тексту - ФЦП или программа), будь то предшествующая программа в 2006-2012 годах, текущая программа 2013-2020 годов и в первую очередь все предложения нашего ведомства по их реализации основываются именно на результатах нашего мониторинга и анализа. Мы смотрим, где ситуация с реагированием, с тяжестью последствий хуже. Смотрим, чего не достает тем или иным территориальным органам в плане технического обеспечения. Здесь же вопросы по подготовке профессионального контингента. И соответствующие предложения формируются и направляются государственному заказчику – координатору - МВД России. И огромное спасибо нашим коллегам за то, что они нас видят в этой программе, за то, что они всегда нам идут навстречу, и не было еще ни одного случая, чтобы МВД России те или иные предложения наши не поддержало.   

    Дмитрий Попов: То есть вас практически полостью поддерживают в том случае, когда есть какие-то идеи и какие то ожидаемые решения? В общем вы себя находите в строках Федеральной целевой программы, да?

    Сергей Викторович: Да, здесь следует сказать больше, в ФЦП целое приложение - отдельный пакет программных мероприятий. Шестое приложение к программе оно полностью закреплено за МЧС России, это и научно-исследовательские-исследовательские работы, и опытно-конструкторские работы по разработке новых образцов техники, средств, инструментов. Это и строительство учебно-тренировочных комплексов, таких мы построили 4 по Российской Федерации на Юге, Северном Кавказе, Дальнем Востоке, Сибири. Это вопросы и мероприятия, связанные с подготовкой личного состава в части проведения учений, тренировок, соревнований. Самые важные и самые объемные мероприятия –  внедрение образцов техники, инструмента и оборудования. Потому что, как мы понимаем, без оснащения и реагирования невозможно достичь основную цель реализации и программы - сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий.

    Дмитрий Попов: Крайне интересная тема для разговора, потому что каждый раз, когда на экранах телевизора появляются сотрудники МЧС России, автомобили с особыми логотипами, с удовольствием наблюдаю за тем, как у  них появляются специальные щиты, щипцы еще какие-то инструменты, которые позволяют решить вопрос, который до этого не решался. Мы живем в XXI веке, то есть техника шагает вперед, какие суперсовременные технологии, используются для ликвидации последствий ДТП?

    Сергей Викторович: вот сегодня, в рамках учений, можно было понаблюдать элементы этих технологий. В первую очередь следует отметить, что мы последние несколько лет активно развиваются технологии экстренного реагирования, что это такое? Это пожарно-спасательные мотоциклы, которые поставляются в пожарно-спасательные подразделения. В города: Воронеж, Волгоград, Москва, Санкт-Петербург, Великий Новгород, Краснодарский край (г. Сочи). Ежедневно по заранее разработанным спланированным схемам и маршрутам осуществляется непрерывное патрулирование пожарно-спасательных расчетов в пределах городов муниципальных образований на пожарно-спасательных мотоциклах. Что это такое? Один мотоцикл оборудован импульсными установками пожаротушения, там же укладки для оказания первой помощи, второй мотоцикл оборудован гидравлическим аварийно-спасательным инструментом, который питается от электропривода, аккумуляторной батареи. Мы сегодня можем обеспечить максимально быстрое прибытие подразделений на место аварии, как первого эшелона, так и оперативной группы к началу ликвидации последствий с имеющимся инструментом на мотоциклах, тем самым выигрываем время. Это очень важно! 

    Дмитрий Попов:  Это двухколесные мотоциклы?

    Сергей Викторович: Двухколесные мотоциклы.

    Дмитрий Попов: Вот еще раз, чтобы просто зафиксировать для слушателей «Авторадио»: два мотоцикла работают, один занимается пожаротушением и обладает определенными возможностями. Что такое импульсная установка пожаротушения??

    Сергей Викторович: Ранцевая установка, емкость с водой либо с тушащей жидкостью, под давлением. Из воздушных баллонов создается давление, тушится загорание и не заливается пеной, скажем так, сухое тушение, то есть мы не заливаем автомобиль либо другое загорание. Данные установки позволяют потушить, пусть не крупные, но до какой-то степени загорания пожары, либо начать тушение до прибытия основных сил.

    Дмитрий Попов:  Как минимум, создать какие-то препятствия к распространению возгорания, так? А второй, соответственно, оборудован гидравлическим инструментом. Основной вопрос, который возник в течение сегодняшнего дня касающийся МЧС России. Окажусь я на дороге на каком-то определённом удалении, от центров размещения подразделений МЧС России, и никто ко мне быстро не придет на помощь. Оказывается, придет помощь на достаточно скоростных мотоциклах, я правильно понимаю? Да, они быстро доберутся до меня и окажут мне набор каких-то необходимых действий, то есть, если возгорание при ДТП произошло - будут тушить, если кого-то зажало деталями конструкции автомобиля - будет применяться гидравлический инструмент, так или нет?

    Сергей Викторович: Да, все верно. Следует сказать, что касается удаления от населенных пунктов в крайне недоступной местности. Мы последние годы поставляем в подразделения мобильные комплексы с таким интересным рыцарским названием «Кирасир». Что это такое? Это автомобиль, который имеет на себе пожарно-техническое вооружение, аварийно-спасательное оборудование. В этот фургон помещают либо два мотоцикла, либо на зимнее время года квадроцикл. Есть модификация, когда пожарно-спасательный квадроцикл можно дополнительно на прицепе транспортировать с имеющимися мотоциклами, это отдельный отсек для автономного проживания пожарно-спасательного расчета. Это койко-места, это умывальники, принадлежности для приготовления пищи. Такой комплекс в условиях увеличения трафика отпускного сезона на южном направлении, при массовых мероприятиях. Сейчас мы готовимся к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Такая техника выезжает на достаточно большое удаление от населенных пунктов и может автономно двое-трое суток нести дежурство просто в открытой местности. Меняется личный состав и смена, а машина, оборудование, аварийно-спасательный инструмент остаются дежурить в открытом поле.

    Дмитрий Попов:  Предполагается распространение новых технологий вглубь страны? Потому, что все время, когда мы говорим представляю, что мы находимся между двух мегаполисов - Санкт-Петербургом и Москвой. Вглубь страны, за Урал придут все эти технологии, которые позволят быстро оказаться на месте ДТП?

    Сергей Викторович: Абсолютно точно можно сказать, что они придут! Более того они идут уже не один год! Что касается географии поставки современных технических средств на Санкт-Петербургском направлении, в Великий Новгород, я уже говорил. В Республику Карелия, на Юг, Северный Кавказ, в Крым поставлены мотоциклы. На Дальнем Востоке, другая техника. В Сибири патрулирование на мотоциклах в холодный период года осуществлять не представляется возможным по погодным условиям,  а летний период продолжается фактически с апреля по октябрь. Пожарно-спасательные расчёты, переводим на другие автомобили и они продолжают нести службу, то есть люди не простаивают, нет вахтового метода несения службы на мотоцикле. 

    Хотелось бы отметить достаточно эффективную разработку: пожарно-спасательный автомобиль с медицинским модулем, так называемый «Мегаполис». Это пожарно-спасательный фургон, в котором и пожарное вооружение, и цистерна с водой, и аварийно-спасательное оборудование. Плюс медицинский модуль класса А, то есть в данном расчете несет дежурство либо фельдшер, либо врач аттестованный. При реагировании на ДТП в условиях отсутствия по каким либо причинам скорой медицинской помощи можно и оказывать медицинскую помощь, эвакуировать пострадавшего и доставить в лечебно-профилактическое учреждение. На наш взгляд, это достаточно интересная совокупность сил и технических возможностей, которые позволяют спасти дополнительные жизни.

     Дмитрий Попов: Сергей Викторович, а вот с личным составом не возникает проблем, то есть сейчас молодое поколение идет в МЧС России? Что интересного, какая мотивация, стимуляция?

    Сергей Викторович: Конкурс на работу, на службу в пожарной охране в МЧС России продолжает оставаться высоким. Молодое пополнение, говоря военным языком, оно есть, а что касается мотивации, ну в первую очередь какие-то гуманные побуждения.

    Дмитрий Попов: Может быть, какая то героическая составляющая присутствует?

    Сергей Викторович: Героическая, да. Должно быть желание спасать людей, помогать людям. Явно не только за зарплату идут люди работать в МЧС России.

    Дмитрий Попов: С высокой степенью риска, ведь мы должны сказать, что степень риска достаточно высокая. Наверное, на это оказывает воздействие, в том числе, какая то пропагандистская составляющая? Потому что, существует МЧС России по чрезвычайным ситуациям, оно придёт и  спасет. Ликвидация последствий при ДТП может быть требует каких-то специальных знаний или навыков относительно общей подготовки специалистов МЧС России? Как осуществляется подготовка специалистов и каким образом ведется эта работа?

    Сергей Викторович: следует сказать, о том, что знания и навыки ликвидации не только ДТП, но и проведения различного рода аварийно-спасательных работ, в любом случае это отдельно профильная подготовка. У нас 8 высших учебных заведений в системе МЧС России, география которых представлена от Санкт-Петербурга до Дальнего Востока, равномерно по территории страны.

    Дмитрий Попов: Высшее учебное находится на Московском проспекте в Санкт-Петербурге, да?

    Сергей Викторович: Московский проспект, 149, все верно.

    Дмитрий Попов: На пересечении Московской и Благодатной, поскольку мы находимся в Санкт-Петербурге. Часто проезжаю это место, наблюдаю большое количество людей в красивой форме. Какие-то современные технологии подготовки специалистов?

    Сергей Викторович: Что касается подготовки, помимо базового образования у нас, в том числе, в рамках федеральной целевой программы, другим государственным программам введены в эксплуатацию учебно-тренировочные комплексы. Это и Юг, и Центральная Россия, и Дальний Восток. Обучение и подготовка, проходят в соответствующих специально разработанных тренажерных комплексах. Начиная от 3D-моделирования - это мультимедийные технологии в первую очередь. Что касается теории, практической отработки - для этого создаются специальные полигоны. Это натурные площадки, где моделируются различного рода ДТП будь то АЗС, тоннель и т.п. Боевой личный состав, находящийся в подразделении, принимает участие в учениях и тренировках по ликвидации последствий ДТП. Ежегодно более полутора тысячи таких мероприятий проходит по стране в целом. Это тоже форма подготовки - тактико-специальные учения. Ежегодно в рамках всей страны проводим соревнования среди пожарно-спасательных подразделений, финальный этап которых проводится в рамках международного салона «Комплексная безопасность».

    Дмитрий Попов: Соревнования именно по ликвидации последствий ДТП, да?

    Сергей Викторович: Да, все верно. Это именно соревнования, где крушат, режут машины, извлекают условных пострадавших, оказывают им первую помощь. Более того следует сказать, что к таким соревнованиям мы уже пять лет привлекаем школьников 9-11 классов. Здесь сегодня присутствует школа №1240 г. Москвы, у нас ребята 9, 10 - классники  в полной боевой амуниции, в боевой одежде пожарного проводят весь комплекс мероприятий, режут машину гидравлическим инструментом, который весит до 35 кг, гидравлическими ножницами, извлекают пострадавших, оказывают им первую помощь. Финалисты занимают призовые места, и, это к вопросу о мотивации, о пропаганде спасательного дела, о пропаганде ценностей и пожарно-спасательного братства. Школьники - выпускники прошлых лет идут учиться в ВУЗы МЧС России. Пока они еще не закончили, но я убежден, они по окончании пойдут работать в боевые пожарно-спасательные подразделения.

    Дмитрий Попов: Это потрясающе, я никогда не думал, что в МЧС есть такое специализированое, структурированное подразделение по ДТП. Но мы сейчас увидели, что вопрос крайне четко регламентирован, то  есть совершенно чётко прописаны элементы взаимодействия всех структур по ДТП. Конечно, кто вкладывает в технологии подготовки специалистов, получает high quality . Высокое качество знаний, умений при ликвидации, в том числе и последствий ДТП. Я благодарю за интереснейший рассказ нашего собеседника Сергея Викторовича Колеганова, заместителя начальника Центра мониторинга ликвидации последствий ДТП МЧС России. Огромное спасибо, я думаю, мы еще не последний раз встречаемся, это крайне интересно, потому что это наша жизнь, дамы и господа!

    Сергей Викторович: Спасибо Вам, и удачи нам на дорогах!

    По материалам «Авторадио» г. Санкт-Петербург, avtoradio.ru